Но, скажут мои друзья, сколько же можно магии? Ее в абсолютно промышленных
масштабах выдают нам все эпигоны и последователи
Толкиена, свои и
зарубежные фэнтези-райтеры, фантасты и сказочники. И тогда мы опять по
кирпичику и по гвоздику начнем собирать паззл "причина востребованности"
именно этой книги, вспомнив, как все когда-то любили читать книги о школе,
учениках и учителях, о приключениях детей, о старинных замках, о привидениях,
об опасностях, о страшных злодеях и о неожиданных открытиях себя, однажды
просыпающегося знаменитым. Один из секретов книги Роулинг в ее многоуровневости.
Любителям карлсонов будут преподнесены очаровательные малыши, любителям
бестиариев летающие кони, трехголовая собака размером с юного мамонта и
кроты-золотоискатели, любителям игровой психологии неоднозначные злодеи,
любителям приключений и фантазий весь возможный комплекс магической
ирреальности, любителям литературы и истории огромное количество
культурных коннотаций, любителям языка энциклопедические объемы
говорящих имен и фамилий,
заклинаний и прочих филологических игрушек.
Похоже, что Роулинг ухитрилась выступить веселым гением для всех, и каждый
видит в ее саге, как уважительно называют эпопею поклонники, то, что его
больше интересует. Уже возникла лавинообразная парадигматическая литература
благотворительные книжки о фантастических животных и о ведьмачьем спорте
квиддиче, производства самой Роулинг, написаны тысячи "фанфиков"
(
fan-fiction,
сюжетные сочинения на тему героев книги и фильма). Пока сама автор
раскачивается, обзаведшись мужем, домом в Шотландии и возможностью не
спешить, со вкусом ваяя пятую книгу, добрые люди уже сами пишут себе
продолжения и потихоньку перестают страдать по оригиналу, смирившись с
его отсутствием. Нельзя перетягивать сценические паузы. Мало кто сходу
назовет Габриэля Тельеса Тирсо де Молину первоначальным автором Дон Хуана,
и похоже, что, несмотря на героические усилия издательских домов Bloomsbury,
Scholastic и Росмэн, книге, и, в особенности, героям Роулинг суждено с
концами уйти в народ. Причем, не только в широкие читающие и
пересказывающие массы, но и в народ пишущий. В конце концов, время, как
известно, боится только пирамид, а копирайты изобретение не египетское.